Несмотря на договоренности о прекращении экспорта, в Украине нашлись компании, не собирающиеся упускать идущую им в руки прибыль от продажи зерна за рубеж
Вопреки заключенному между Минагрополитики и крупнейшими участниками зернового рынка меморандуму о самоограничении экспорта пшеницы попытки вывоза зерновых из Украины продолжаются. Вчера первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Иван Бисюк заявил, что сейчас в портах Николаева и Херсона идет погрузка зерна на два судна. Участники рынка ожидают, что чиновники предпримут максимум усилий, чтобы не выпустить эти суда из страны, поскольку в противном случае министерство потеряет контроль над ситуацией. По мнению юристов, шансы на обжалование действий властей практически равны нулю.
Вчера президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко сообщил "Ъ", что в среду под председательством первого заместителя министра аграрной политики и продовольствия Ивана Бисюка состоялось совещание с крупнейшими представителями зернового рынка. "В ходе совещания было объявлено, что на сегодняшний день в портах Николаева и Херсона грузятся два судна с пшеницей. Объемы небольшие — 3 тыс. и 7 тыс. т. Но это нарушает действие меморандума",— рассказал он.
Меморандум между Минагрополитики и участниками зернового рынка был подписан в июле прошлого года. Согласно документу, трейдеры обязались в 2012/2013 маркетинговом году (с 1 июля по 30 июня) поставить на внешние рынки не более 5 млн т пшеницы, 12,4 млн т кукурузы и 3 млн т ячменя. Но в октябре и ноябре объем экспорта пшеницы был увеличен сначала до 5,5 млн т, а позже до 6 млн т. По данным министерства, с начала текущего маркетингового года общий объем экспорта зерновых составил 15,9 млн т (по состоянию на 28 января), из них 5,99 млн т пшеницы, 7,68 млн т кукурузы и 1,98 млн т ячменя. Правительство в свою очередь обязалось не вводить ограничения на экспорт.
По словам Владимира Клименко, компании, которые сейчас грузят пшеницу в портах Николаева и Херсона, не входят в Украинскую зерновую ассоциацию (объединяет 32 членов, на долю которых приходится свыше 90% всего экспорта зерновых в этом маркетинговом году). "Мы не знаем, что это за смельчаки, и нам безразлична судьба этих компаний и груза. Мы выполняем взятые на себя обязательства согласно меморандуму",— отметил господин Клименко.
Иван Бисюк вчера заявил "Ъ", что сейчас Минагрополитики "наводит справки" о компаниях, решивших экспортировать пшеницу: "Мы разбираемся, кто послал судно без согласования с министерством, без предупреждения". Чиновник ушел от прямого ответа на вопрос, позволит ли министерство экспортировать пшеницу вопреки действию меморандума. "Если правильно будут оформлены все документы и будет весь их перечень, то, конечно, мы не будем стоять на дороге. Никаких запретов нет, но есть меморандум. Пусть зернотрейдеры сами разбираются между собой",— отметил он.
Руководитель зернового направления компании "Olam Украина" Олег Левченко говорит, что ни одна из крупнейших компаний зернового рынка не заинтересована в нарушении меморандума. "Компании, которые на свой страх и риск проигнорировали достигнутые договоренности, могут понести серьезные убытки, а не получить прибыль, как они рассчитывали",— считает топ-менеджер одного из крупнейших экспортеров зерновых из Украины, попросивший об анонимности. По словам собеседника "Ъ", "карантинная служба или таможня всегда может найти причины для задержки судна". "А каждый день простоя — это деньги",— говорит учредитель информационно-аналитического центра Black Sea Trans Константин Ильницкий.
Управляющий партнер AstapovLawyers Андрей Астапов считает, что шансы на обжалование действий властей, направленных на задержание судна с пшеницей, практически равны нулю. "Сейчас для правительства задача номер один —жестко пресечь попытку самостоятельного экспорта, пусть и небольшой партии. В противном случае завтра появится с десяток компаний, которые также захотят экспортировать пшеницу",— говорит юрист. По его мнению, если будет команда сверху, то украинские судьи услышат только доводы представителей правительства и, напротив, проигнорируют экспортеров. "Конечно, если бы дело рассматривалось в международных судах, то компании вполне могли бы его выиграть. Потому что официально никакого запрета нет",— отметил господин Астапов.