О состоянии и некоторых тенденциях развития торгово-экономических отношений между Украиной и Израилем
Александр ПАВЛОВ,
Председатель правления Делового Совета «Украина-Израиль» (Ukraine-Israel Business Council)
Немного истории
Если проследить динамику развития торгово-экономических отношений между Украиной и Израилем с начала 90-х годов, то можно выделить несколько периодов. Характерных, впрочем, для большинства постсоветских республик того времени: первоначальная эйфория, бурное развитие контактов на всех уровнях, взаимные предложения-обещания-визиты-конференции, такое же быстрое разочарование и переход к сотрудничеству в рамках реальных возможностей и потребностей рынков. На первых порах разрабатывались поистине гигантские планы сотрудничества, в т.ч. в таких серьезных областях как авиация, освоение космоса, гидроэнергетика, медицина, фундаментальные науки, компьютерные вычисления, генетика в сельском хозяйстве, банковское дело. Обсуждались крупные прямые инвестиции Израиля в Украину, строительство туннелей и гидротехнических сооружений в Израиле, совместные инфраструктурные проекты в третьих странах. Сейчас уже мало кто помнит суперактивную рекламу по украинскому ТВ израильских сухих супов Osem и кондиционеров Tadiran, якобы израильской водки Keglevich. На начальном этапе, с 1993 по 2000г.г., были подписаны первые соглашения. В большинстве своем это были меморандумы и рамочные договоры, скорее, декларативные, не наполненными практическим содержанием. Предполагались их скорая дальнейшая проработка и детализация в зависимости от направлений, масштабов и характера сотрудничества. Но значительная часть из них так не получила развития и сохранилась в первичном виде по сей день. Примером такого нереализованного документа может служить «Договор между Украиной и Израилем о научном сотрудничестве», подписанный с украинской стороны 75-летним академиком Б.Е.Патоном в декабре далекого уже 1993 года.
Частный бизнес как двигатель прогресса
Но процесс развития контактов все же был запущен и первым на открывающиеся возможности среагировал частный бизнес. Уже в 1994г. при активном участии Арона Майберга и Яакова Каспи совместно с украинским правительством была создана авиационная компания «Аэросвит», связавшая Украину с Израилем и другими странами. С 1997г. успешно работает ООО «Тева Україна» - украинское представительство израильского международного фармацевтического гиганта компании TEVA. С 2003г. в Украине работает компания по системам автомобильной безопасности и страхованию Benish GPS, возглавляемая Хаимом Бенишем. Лев Леваев, Давид Бин Нун и другие израильские бизнесмены проинвестировали в украинский ювелирный бизнес в Киеве и Виннице, других городах. Большой вклад в модернизацию старых и строительство современных украинских теплиц и систем капельного полива, в ознакомление украинских аграриев с новыми агротехнологиями внесла крупная израильская компания NETAFIM, украинское представительство которой долгие годы возглавлял Шарон Мораг. По ее стопам зашла в Украину и международная компания RIVULIS, также специализирующаяся на производстве систем капельного орошения и тепличных комплексов. С украинскими авиапредприятиями сотрудничали Israel Aerospace Industries, IAI, и ее подразделение Bedek Aviation в том числе по программам конверсии бывшей советской авиатехники, разработки VIP-салонов для бизнес-авиации. Израильтяне в этот период активно вкладывались в покупку жилой и торгово-офисной недвижимости, земельных участков, современных складских комплексов, ресторанов, медицинских и развлекательных центров - не только в Киеве, но и по всей Украине. Всего в Украину на первоначальном этапе по неофициальным данным израильский бизнес вложил около $1,5 миллиардов. Пик израильского экономического и инвестиционного интереса к Украине пришелся перед кризисным 2008г. Его материальными вполне осязаемыми результатами стали современные жилые комплексы Seven Hills, построенные в Киеве группой Бени Штайнмица, темно-зеленый кубик торгово-офисного центра Silver Breeze на Днепровской Набережной семейства Фишманов, ТЦ «Дарынок», ЖК Park Avenue, «Арт-завод «Платформа» и другие инфраструктурные объекты Почетного консула Украины Офера Керцнера, онкологическая клиника «Лисод» а Плютах под Киевом и другие современные офтальмологические и медицинские клиники, коттеджные поселки. В 2008 году, накануне мирового экономического кризиса, было подписано важное соглашение о сотрудничестве между израильской государственной перестраховочной кредитной компанией ASHRA и украинским государственным Укрэксимбанком. Договором предполагалась реализация схемы израильского кредитного финансирования под украинские госгарантии. Что должно было заметно увеличить количество израильских проектов в Украине, обеспечить приток современных израильских технологий, товаров и услуг на украинский рынок. Первоначально правительством Израиля по этой программе выделялось $300 миллионов, с перспективой увеличения суммы кредитов до $500 миллионов. Следует заметить, что израильская схема перестрахования была не уникальной: в этот период свои товары и услуги в Украину через свои аналогичные государственные инвестиционно-перестраховочные компании продвигали Германия, Польша, Венгрия и другие страны. Израильских и украинских бизнесменов, пожелавших в ту пору использовать такой вариант финансирования, оказалось немало. Израильтяне были готовы строить теплицы, коровники и линии по переработке молока и фруктов, индюшатники, автоматизированные складские комплексы, системы экономии энергии и водоочистки для коммунального хозяйства и многое другое. Однако ни одну из сделок по этой программе подписать не успели: после кризисного 2008г. израильской стороной она была заморожена. В таком замороженном состоянии она остается и по сей день. В этот же период сорвалась и сделка по приобретению крупного по меркам Украины VAB-банка Сергея Максимова. Покупателем выступал израильский банк “Ха-Поалим», владелицей которого на тот момент была Шери Арисон, “самая богатая женщина Израиля”. Однако и после 2008г. развитие торгово-экономических связей продолжалось хорошими темпами.
О роли личности в истории развития контактов
С израильской стороны значительную работу по активизации сотрудничества проводил и постоянно проводит бывший харьковчанин Зеев Элькин, на сегодня - министр по делам Иерусалима и министр жилищного строительства в новом израильском правительстве. Уже многие годы он остается многолетним куратором практически всего спектра связей с Украиной. Активно трудились в этом направлении израильские послы Зина Калай-Клайтман, Реувен Динель, Элиав Белоцерковский, торговые атташе Александра Аронина и Лиза Соловьева. С украинской стороны необходимо отметить большой вклад послов Александра Майданника, Дмитрия Маркова, торгово-экономических атташе Анатолия Каманина и Игоря Турчина. На протяжении более 10 лет успешно отстаивал и продвигал интересы украинского бизнеса Посол Геннадий Надоленко, возглавляющий после завершения каденции Дипломатическую академию Украины. На всех уровнях стремится расширить и наполнить новым содержанием двустороннее торгово-экономическое сотрудничество сегодняшний украинский посол Евгений Корнийчук.
Украинско-израильская межправительственная комиссия по вопросам торговли и экономического сотрудничества
На межправительственном уровне следует выделить активную роль Украинско-израильской межправительственной комиссии по вопросам торговли и экономического сотрудничества, работавшей до недавнего времени. На протяжении ряда лет выездные заседания комиссии в форме межправительственных совещаний проводились по утвержденному плану поочередно в Израиле и в Украине, иногда дважды в год. В начале своей деятельности работа комиссии осуществлялась непосредственно вице-премьерами, а затем ее уровень был понижен до министров и их заместителей. Пожалуй, наиболее значимыми для бизнесменов двух стран с практической точки зрения оказались 6-е (март 2011г., Иерусалим) и 10-е (август 2017г., Киев) межправительственные совещания. В марте 2011г. по итогам совещания было опубликовано совместное Заявление глав украинского и израильского правительств, в котором они подтвердили глубокую заинтересованность сторон в дальнейшем развитии на плановой основе всеобъемлющего «двустороннего сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, научно-технической, культурно-гуманитарной сферах». Государственным чиновникам наших стран предлагалось «поощрять контакты между представителями деловых кругов», совместно участвовать в «осуществлении международных проектов по безопасному использованию атомной энергии». Именно этим Заявлением было провозглашено начало активной планомерной работы над соглашением о создании зоны свободной торговли. Оно было определено в качестве «одного из приоритетных направлений в дальнейших двусторонних отношениях». Последнее, 10-е заседание межправительственной комиссии, состоялось в августе 2017г. в Киеве под руководством украинского премьера Владимира Гройсмана. На нем было объявлено о скором завершении работы над этим соглашением.
Межпарламентские контакты
До Ковида бурный интерес к Святой земле традиционно проявляли и депутаты украинского парламента. Они массово записывались в группу по межпарламентским связям с Израилем, охотно летали на встречи со своими израильскими коллегами, делились с ними разнообразными инициативами. Так, в 2014г. в состав этой группы записалось рекордное число количество народных избранников за все годы существования Рады – 120 человек, то есть более 25% ее состава. Сегодняшняя депутатская группа Рады по межпарламентским связям с Израилем более скромная: сформирована в ноябре 2019 года, она насчитывает «всего» 64 человека. Но возглавляется сразу двумя сопредседателями - свободно говорящим на иврите Александром Куницким и доктором юридических наук профессором Даниилом Гетманцевым. Будем надеяться, что ей удастся добиться конкретных успехов в реализации совместных проектов с еще более новым депутатским корпусом Кнессета. Аналогичная группа по связям с Украиной имеется и в Кнессете, однако в ее составе всего 2 израильских депутата. Один из них, профессиональный журналист Евгений Сова, - выходец из Украины, неплохо разбирающийся в украинских реалиях и способный содействовать дальнейшему развитию украинско-израильских деловых контактов. Тем более, что он является членом экономической комиссии и комиссии по вопросам науки и технологий Кнессета.
2010: Отмена Израилем визового режима
Следующим прорывным этапом в развитии торгово-экономических отношений стоит считать 2010-й год, когда израильской стороной был отменен туристический визовый режим въезда в Израиль для украинцев. Многие украинцы и израильтяне называют отмену виз историческим событием в украинско-израильских отношениях. И с этим трудно не согласиться. Более чем десятилетний опыт применения безвизового режима наглядно свидетельствует: опасения его израильских противников - как миграционных чиновников так и политиков разного спектра, громко заявлявших об угрозе заполонения израильского государства ордами бедных украинских работников-нелегалов и женщин очень легкого поведения, - не оправдались. Все признают, что этот шаг значительно облегчил осуществление деловых контактов, в первую очередь между украинским и израильским мелким и средним бизнесом. Как следствие сразу же увеличилось количество авиарейсов, украинцы стали обычными гостями на израильских заводах, полях и фермах, в экспортно-импортных компаниях, на выставках, презентациях и конференциях. Они получили реальную возможность непосредственного посещения израильских предприятий, начали знакомиться с плюсами и минусами технологий и заключать договоры на месте. Следует отметить, что и Израиль от отмены виз Украиной получил осязаемые преимущества. По всей Украине и сейчас можно встретить израильских менеджеров, торговых агентов, инженеров, проектантов, IT-специалистов, наладчиков всевозможного оборудования. Они продвигают в Украину и Израиль товары со всего мира, интересуются зерном и металлами, хумусом, луком и тыквой, сгущеным молоком, электрокабелями, косметикой, женской и детской одеждой, памперсами, удобрениями, дровами для мангалов и мебелью, студийным оборудованием и музыкальными центрами — самой разнообразной продукцией, в которой нуждается израильский и украинский рынок. В конечном итоге именно их усилия позволяют потребителю получить более дешевый, более разнообразный и качественный товар. По израильским данным в определенные периоды в доковидный период в Украине на постоянной основе проживало до 40 тысяч израильтян.
Конкуренция на марше: ничто не стоит на месте
Кстати, об изменчивости бизнес-ситуации и конкуренции: израильтян уже в середине 90-х с их разрекламированными супами Osem и других многочисленных польских, корейских, китайских и иных аналогичных импортеров неожиданно перебили вьетнамцы с их уже знаменитой «Мивиной». Для того, чтобы добиться конкурентного преимущества, они зарегистрировали в Украине свою украинскую компанию и построили в Харькове современную фабрику, работающую на украинском же сырье. И ушли тем самым от дорогого импорта готовой продукции. Свидетельством успеха этого проекта является приобретение в 2010 году 100% компании «Мивина» швейцарским продовольственным гигантом Nestle. Чуть позже, а именно в 2016г., также 100-й собственностью Nestle стала и израильская Osem Group, акции которой долгое время торговались на Тель-Авивской фондовой бирже. Насколько известно, сегодня в Украине в форме украинских постоянных представительств работают только две израильские большие компании из списка Tel Aviv Stock Exchange. Это упоминавшиеся фармацевтическая компания ТEVА (Teva Pharmaceutical Industries Ltd.) и международный химический концерн Israel Chemicals Ltd (ICL) - один из крупнейших поставщиков минеральных удобрений. TEVA специализируется на продажах в Украине ограниченной номенклатуры дженериков (всего около 200 наименований). Israel Chemicals Ltd (рыночная капитализация компании - $7,7 млрд.) поставляет в Украину калийные и фосфорные удобрения, причем не только из Израиля, но и со своих заводов и складов в Европе.
Сегодняшняя ситуация
Последние 5-7-лет можно охарактеризовать как период явного снижения инвестиционного и делового интереса Израиля к Украине. Это касается всех украинских отраслей, включая агросектор (растениеводство, животноводство, агропереработка), авиационную промышленность, гражданское и капитальное строительство, нефтегаз, дорожную инфраструктуру, энергетику, машиностроение - то есть все те сектора экономики, которые провозглашены правительством Украины в качестве наиболее привлекательных для инвесторов. Практически остановилось проектирование и строительство Израилем в Украине теплиц и систем капельного орошения. Снизились поставки оборудования для энерго- и ресурсосбережения, систем видеонаблюдения и безопасности, компонентов электроники и сложнотехнических изделий, пластиков и продукции из них, холодильников, линий для переработки молока и других продуктов питания, упаковки и хранения плодоовощной продукции. Если раньше израильская сторона проявляла заинтересованность в совместных проектах как в самом Израиле так и в третьих странах в области нефтехимии, авиации, строительства и эксплуатации морских портов и аэропортов, ирригационных систем, мелиорации, водного хозяйства, в строительстве солнечных и ветроэлектростанций, туннелей, каналов, в крупных энергосберегающих проектах, недвижимости, то сегодня верхний уровень интереса израильского бизнеса - это традиционные, чаще сезонные, закупки в Украине низкомаржинальных товаров сырьевой и полусырьевой групп: длинномерный прокат и другие черные металлы строительной группы, пшеница, ячмень, кукуруза и другие зерновые, фураж, отходы переработки пищевой промышленности, сахар, сгущеное молоко, лук репчатый, тыква, масло подсолнечное и рапсовое, яйцо куриное, низкосортные пиломатериалы, доска и брус, древесный уголь и дрова для каминов и т. п. Но сейчас в связи с резким подорожанием мировых цен на черные металлы, сахар, растительные масла Израиль начал активно рассматривать предложения из других стран.
2018: Закрытие экономической и торговой миссии при Посольстве Израиля в Украине
Об объективном снижении израильского торгового и экономического интереса к Украине на государственном уровне может красноречиво свидетельствовать и закрытие в августе 2018г. действовавшей при Посольстве Израиля в Украине экономической и торговой миссии Министерства промышленности и торговли Израиля. На сегодня эти функции по совместительству исполняет глава экономической и торговой миссии Посольства Израиля в Румынии, периодически навещающая Украину. Украинский бизнес отреагировал на закрытие в Украине израильской торгово-экономической миссии весьма болезненно: нарушен принцип прямого непосредственного общения, замедлилось и усложнилось рассмотрение самых актуальных вопросов. Румынская миссия плохо представляет реалии в Украине. Ездить по каждому рабочему вопросу украинцам в Бухарест, возить образцы продукции или заявки на поиск израильских деловых партнеров представляется как минимум нелогичным.
Программа трудоустройства в Израиле 20-ти тысяч украинских строителей
Постепенно затухла и широко рекламировавшаяся пару лет назад программа трудоустройства в Израиле 20-ти тысяч украинских строителей. Основная причина банальная - она оказалась невыгодной и дорогостоящей для израильских работодателей - строительных подрядчиков. Израильский строительный бизнес практически возвратился к старой проверенной десятилетиями схеме — привлечению палестинских рабочих, живущих по соседству. Это исключает излишнюю бюрократию, посредников, дорогостоящую доставку украинцев самолетами, контроль за соблюдением правил безопасности. Палестинцы согласны на более низкую зарплату, не нуждаются в особых условиях проживания, не требуют социальных гарантий, страховок, им не нужна адаптация к местному жаркому климату. Украинские индустриальные парки: бумага и реальность Маловероятно, что израильтян привлекут и украинские индустриальные парки. Их в Украине на бумаге зарегистрировано 51, однако видимых преимуществ для серьезного инвестора наши израильские коллеги пока не обнаружили. Более привлекательными им представляются условия для работы в индустриальных парках других стран. Благо, сегодня есть из чего выбирать: в Польше работают 83 индустриальных парка, в Германии – 200, в США – 400, в Китае – 406, а в Южной Корее – 1200.
Причины: случайности или закономерности?
Почему же происходит снижение делового интереса израильтян к Украине?
Считаю, что лучше всего на этот вопрос отвечают сами представители израильского бизнеса, с которыми мы постоянно общаемся в рамках работы Делового Совета «Украина-Израиль».
По их мнению, причин для этого немало.
Для начала они ставят вопрос:
- А является ли Украина потенциальным стратегическим торговым партнером Израиля?
Ответ: - Нет. Украина – это около 0,2% во внешней торговле Израиля.
Израильский ежегодный экспорт в Украину — это всего около $180-300 миллионов.
- А является ли Израиль потенциальным стратегическим торговым партнером для Украины?
- Опять нет. По тем же причинам. Израильский рынок очень небольшой и не имеет достаточных перспектив роста для традиционных украинских товаров. Основные товары в Израиль, как было выше сказано, — низкомаржинальные черные металлы, зерновые и фураж. То есть сырье и полуфабрикаты.
В последние годы и в денежном и в товарном выражении снизился и украинский экспорт в Израиль. В реальности он не превышает $450-500 миллионов.
Для сравнения: в 2020г. израильский экспорт в США составил около $13,14 млрд., в Китай - $4.24 миллиарда, в Турцию — около $1,43 млрд., в Германию - $1,69 млрд., в Италию - $786.50 миллионов, на Кипр с его населением в 1,2 миллиона - $316.61 миллионов.
У Израиля объем экспорта в денежном выражении, аналогичный украинскому, со многими странами, в том числе с Грецией, Словенией, Швейцарией.
Основные импортеры украинской продукции: Польша - $1,69 млрд., Россия - $1,59 млрд., Китай — $1,56 млрд., Италия - $1,27 млрд., Египет — $1,18 млрд., Германия - $1,06 млрд., Индия - около $1 млрд.
Во-вторых, заметно разнится макроэкономическая ситуация в Израиле и в Украине.
Несколько цифр по этому поводу:
Население Израиля составляет около 9,2 миллиона человек.
Население Украины (перепись не проводилась с 2001г., поэтому всеми источниками приводятся оценочные данные) — около 41,3 миллиона человек.
По данным Международного рейтингового агентства Fitch суверенный кредитный рейтинг Израиля в иностранной валюте продолжает сохраняться на уровне А+ со стабильным прогнозом.
По данным того же Fitch суверенный кредитный рейтинг Украины по состоянию на начало сентября 2021г. продолжал сохраняться на уровне B/B с позитивным прогнозом.
Банк Израиля за первое полугодие 2021 года приобрел $27 миллиардов, в результате чего его валютные резервы Израиля впервые превысили отметку в $200 миллиардов (на текущий момент они составляют 48,8% от ВВП страны).
Международные резервы Украины по состоянию на конец первого полугодия 2021г. - $29 млрд. К примеру, золотовалютные резервы Чехии (население - около 10,5 млн.) в 2021г. составили $165.9 млрд., Польши (население - 38,2 млн.) - $128,5 млрд., Румынии (население - 19,3 млн.) - $42 млрд.
Учетная ставка Банка Израиля - 0,1%.
Учетная ставка Нацбанка Украины - 8,5%.
Существенные различия имеются по уровню ВВП на душу населения, доходам населения, инфляции, пенсионному и медицинскому обслуживанию, страхованию жизни, стоимости кредитов, показателям инвестиционной привлекательности, легкости ведения бизнеса.
Израильский инвестор, конечно, прекрасно понимает, что Украина — развивающаяся экономика с развивающимся же законодательством.
Однако он исходит из того, что раз это - развивающаяся украинская экономика, то в условиях кризиса и огромного внешнего долга руководство страны должно прилагать огромные усилия, чтобы создать реально лучшие, чем в других странах, условия для привлечения инвесторов .
Израильский бизнес — не ангел и не новичок в деловых баталиях, он привык работать в самых разных уголках Земли в самых жестких конкурентных условиях и способен приспособиться к условиям любой страны.
Но его интересуют такие составляющие инвестиционной привлекательности как предсказуемость ведения бизнеса, стабильные правила игры в виде прозрачного, простого и объективного законодательства, щадящие налоги и сборы, надежные партнеры со стороны государства или местных органов власти, низкий уровень коррупции, работающее законодательство по поддержке инвестора.
По их мнению, по многим показателям Украина как перспективная площадка для инвестиций пока далека от совершенства.
Та же коррупция опасна и тем, что приводит к искажению конкуренции.
Каждый должен заниматься своим делом: «Для нас «купцы» и «дипломаты» - это две большие разницы».
Во-третьих, в отличие от Израиля, в Украине отсутствует мощное стабильно работающее профильное министерство внешнеэкономических связей и торговли или аналогичная структура. Наделенное широкими правами, обеспеченное мало-мальски достойным бюджетом и укомплектованное высокопрофессиональными профильными специалистами. Такое министерство внешних экономических связей и торговли Украины успешно работало до 1999 года, после чего по непонятной причине было ликвидировано. Работу министерства курировал тогда вице-премьер-министр Украины по вопросам внешнеэкономической деятельности. С того времени функции организации этого министерства были распылены между другими постоянно меняющимися министерствами, агентствами и ведомствами, а сейчас и просто «офисами». На сегодня в основном, теоретически задачу обеспечения внешнеэкономических связей Украины во всем их многообразии и сложности возложены на украинский МИД в лице т.н. “Департамента економічної дипломатії”. Также в структуре МИДа с 2013г. числится и должна активно и мощно работать и «Рада експортерів та інвесторів при МЗС України». В качестве основной направляющей и аккумулирующей силы страны. Но, во-первых, понятия «реальное обеспечение внешнеэкономических связей», «внешняя торговля», «привлечение инвестиционного капитала» и понятие «экономическая дипломатия» наполнены различным практическим содержанием. К тому же и у вышеупомянутого Департамента экономической дипломатии и у Совета экспортеров и инвесторов МИДа нет самостоятельного бюджета, достаточного для решения даже сотой части столь высоких и объемных государственных задач. Они не обеспечены надлежащим образом постоянными кадрами, планирование их работы и отчетность не привязаны к срокам и четким финансовым результатам их деятельности. Решаемые ими задачи не носят общегосударственный смысл, адекватный задачам и масштабам внешнеэкономических программ украинского правительства, Нацбанка, СНБОУ. А задачи эти на сегодня колоссальные, на сотни миллиардов, Это - перевооружение экономики и транспортной инфраструктуры, модернизация морских и речных портов, модернизация основных отраслей сельского хозяйства, объектов энергетики, нефтехима, оросительных систем, элеваторов, и многого другого. Не говоря уже об оборонных программах, модернизации электросетей и газотранспортной системы, освобождения Украины от долговой зависимости перед иностранными заемщиками.
У МИДа же как внешнеполитического ведомства главными априори были и остаются совершенно иные, а именно внешнеполитические функции в системе государственного управления. МИД не имеет необходимых специалистов по внешней торговле, не может проводить нужного масштаба международные встречи, выездные презентации, экономические конференции и акции с представителями международного бизнеса, промышленности и науки, банков, бирж и финансовых фондов. Как говорят опытные в этом деле израильтяне, «Вы четко должны отличать купцов от дипломатов. И будет вам счастье!». И им трудно не поверить с их тысячелетней историей успешных торговых операций по всему миру. Не удовлетворили рациональных израильтян и недавно появившиеся мелкие украинские институции в форме различных «агенцій із залучення інвестицій», «консультаційних інвестиційних рад”, в том числе организованных при областных и городских органах местного самоуправления. Проблема та же: они не в состоянии помочь реальным иностранным инвесторам, не оказывают и не гарантируют им реальную помощь и поддержку. Вместо папки с готовым инвестиционным проектом, соответствующим международным стандартам и конкретным интересам и финансовым возможностям конкретного инвестора, ему обычно предлагается красочное рекламное описание той или иной сырой бизнес-идеи, оформленной в виде диаграмм или картинок, и не опирающиеся на реальные, принятые во всем мире фактические расчеты и оценки. Как правило, эти «инвестиционные проекты» не учитывают реальные внутренние и международные риски, расчеты вариантов прибыльности, условия налогообложения, инфляционные ожидания, динамику роста цен и других расходов.
“Нам нужны профессионалы, отвечающие за свои слова»
И другая общеизвестная проблема, озвучиваемая израильтянами практически после каждого случая их общения с нашими чиновниками всех уровней — непрофессиональный менеджмент, низкие профессиональные компетенции. Вкупе с отсутствием ответственности за свои слова, действия и решения. К примеру, израильтяне постоянно по всему миру интересуются темой разработки полезных ископаемых. На сегодня в Украине по украинским же данным около 12 тысяч разведанных месторождений суммарной стоимостью около $400 миллиардов. Но пока мы не можем назвать ни одного крупного израильского инвестора, готового вложиться в Украину «с ее непредсказуемыми тендерами и аукционами, непросчитанными лотами», слабомотивированными отменами и переносами этих тендеров и аукционов. Тем более им это не понятно на фоне недавнего заявления премьера Дениса Шмыгаля о том, что увеличение разведки и добычи полезных ископаемых является одним из основных векторов развития Украины на следующие 10 лет. По словам израильтян, им сегодня более удобны и прибыльны инвестиции в месторождения Казахстана, Азербайджана, Румынии, даже страны Африки с их меняющимися режимами.
И об отсутствии в Украине центральной координирующей структуры как рабочего органа для связи с иностранным бизнесом:
В отличие от Украины, в Израиле функции регулятора внешней торговли и уполномоченного представителя государства десятилетиями выполняет стабильно работающая авторитетная государственная структура — Израильский институт экспорта и международной торговли (The Israel Export and International Cooperation Institute, IEICI).
Он уполномочен решать соответствующие задачи со всем миром - от США до Китая, и напрямую связан с основными израильским промышленными, сельскохозяйственными и внешнеэкономическими ассоциациями.
В первую очередь - с мощной Ассоциацией промышленников Израиля - The Manufacturers Association of Israel и Ассоциацией торговых палат Израиля (The Federation of Israeli Chambers of Commerce). Институт участвует в крупнейших экономических национальных проектах и программах, национальных и международных презентациях, конференциях и выставках.
У IEICI, The Manufacturers Association of Israel и The Federation of Israeli Chambers of Commerce три основные цели — привлечение в Израиль инвесторов и крупный капитал, поощрение израильского экспорта и продвижение израильских компаний по всему миру.
На сегодня эти структуры лоббируют, объединяют и представляют внешнеэкономические интересы более 2000 предприятий, производящих около 95% израильской промышленной продукции.
Институт экспорта и Ассоциация промышленников Израиля объединяют и координируют работу других основных профильных израильских Ассоциаций:
Металлургической, электротехнической и инфраструктурной отраслей, включая оборонную и авиационную отрасли промышленности Израиля;
Производства стройматериалов и потребительских товаров;
Электроники и программного обеспечения;
Химической, фармацевтической и экологической продукции;
Пищевой промышленности;
Текстильной промышленности и моды;
Кибуцной промышленности.
Надо также исходить из того, что у Израиля гораздо больше объективной информации об экономике и финансах современной Украины нежели наоборот — у Украины об Израиле. Исходными данными для планирования направлений работы и Израильского института экспорта и Ассоциации промышленников Израиля являются основные макроэкономические показатели Израиля, а также оценки и экономические прогнозы мировой конъюнктуры, предоставленные ведущими мировыми финансовыми и экономических агентствами, банками, аналитическими центрами уровня Bloomberg. В Украине же систематическим научным анализом торгово-экономических отношений между Украиной и Израилем, как и с другими странами Ближнего Востока и Северной Африки давно никто всерьез не занимается. За последний десяток лет нам трудно назвать хотя бы одно серьезное украинское исследование финансового сектора, банковской системы, экономики Израиля, стран Магриба или Middle East. Договор о свободной торговле
В завершение несколько слов о договоре о свободной торговле, который оживленно комментируют в СМИ многочисленные «эксперты». Во-первых, это - огромный тысячестраничный скучный служебный документ, не включая приложения к нему, который полностью прочитали не более двух-трех десятков узких специалистов совокупно в Украине и Израиле. Во-вторых, внедрение этого договора поэтапное и рассчитано на долгие 7 лет с момента его ратификации сторонами. Поэтому уже сегодня давать бодрые оценки о каких-то последствиях его применения, как положительных так и отрицательных, при отсутствии должных фактических и статистических данных - по крайней мере непрофессионально. Следует помнить, что Украина имеет около 20 аналогичных договоров. И на практике ни с одной страной после их подписания не наблюдался существенный прирост экспорта-импорта. Как в товарном так и в денежном эквиваленте. Не исключение и Израиль. В мире постоянно меняются конъюнктура и предпочтения потребителей, стоимость денег, покупательная способность и множество других существенных для практикующего бизнеса факторов. Даже если исходить из того, что на первом этапе применения этого договора будет снижена ввозная пошлина на несколько процентов, к примеру, на зерновые или отдельные виды дешевых компонентов кормов для животных, не стоит ожидать, что израильские фермеры бросятся существенно увеличивать их закупки именно в Украине. Мы много раз посещали с украинскими делегациями израильские фермы и знаем, что система подсчета рентабельности агробизнеса у израильтян существенно отличается от украинской, во многом еще «советской». Израильская базируется на очень жестком главном показателе — количестве ресурсов в формализованном денежном эквиваленте, потраченных фермером на единицу конечной товарной продукции (на литр молока, килограмм мяса, тысячу штук яиц и т. д.). Воды, энергии, кормов и т. д. Понимая этого, трудно представить, что израильской корове или курице вдруг начнут скармливать двойную порцию только из-за того, что корм подешевел. При этом даже самая передовая израильская курица все равно не станет нести по 2 яйца вместо одного, а корова - давать по 80 литров молока вместо 40-ка. Не стоит ожидать и того, что в Израиле вдруг начнут расширять курятники или строить новые молочные фермы. Израиль - не Украина. Здесь существует жесткое государственное регулирование, направленное на недопущение кризиса перепроизводства, нецелевого использования очень ограниченных и очень дорогих земли, водных и энергетических ресурсов, на вывоз валюты, на охрану окружающей среды. А интенсивное сельское хозяйство, как всем известно, - один их основных мировых загрязнителей. Торговые сети также не станут закупать такую дополнительную продукцию - ее излишки просто некому будет реализовывать в Израиле, где государством опять же жестко контролируется баланс производства-потребления-покупательной способности населения. К тому же остро стоит вопрос сдерживания инфляции. И торговый бизнес как никто заинтересован удерживать сегодняшние высокие цены. Экспортировать такие излишки израильский фермер тоже вряд ли сможет в силу высокой себестоимости израильской агропродукции. Мало кто купит. Вода, энергия, корма, земля, повторяюсь, в Израиле - очень дорогие. И вообще аграрный бизнес в Израиле — тяжелый низкорентабельный труд, базирующийся на балансе финансовых и технологических возможностей фермера с одной стороны и государственных преференций с другой. Да и украинские экспортеры, в отличие от своих чиновников и многочисленных «экспертов», в разговорах также относятся скептически к возможному снижению пошлин. По их оценкам, даже потенциальное увеличение объемов поставок на 10-15% на такой небольшой рынок как израильский на практике экспортерам ничего не даст. Кроме значительного увеличения хлопот по логистике, роста их таможенных, операционных и прочих расходов. Эта продукция относится к малорентабельной и в денежном выражении прирост прибыли будет несущественным.
Каковы же перспективы инвестиционных ожиданий со стороны израильских инвесторов и что делать Украине?
Исходя из вышесказанного, во-первых, можно сделать вывод о том, что сегодняшнее состояние торгово-экономических отношений с Израилем не является уникальным. Оно является типичным и для взаимоотношений Украины с остальными странами. И говорить о скором значительном приросте каких-то показателей не приходится. В этой ситуации ожидать инвестиционного или иного прорыва не стоит. Израильский бизнес сегодня предпочитает менее прибыльные, но более спокойные и предсказуемые для ведения бизнеса страны Прибалтики, Польшу, Румынию, Словакию и других соседей Украины по глобусу. Сегодня, к сожалению, украинские госструктуры не применяют конкретных шагов по реальному стимулированию технологической трансформации своей экономики, а тем самым и преимущественному развитию экспорта товаров с большой долей переработки. Также практически равны нулю и научный и студенческий обмен с Израилем, имеющие в том числе существенный экономический потенциал. Нет работающих соглашений между Национальной академией наук Украины, Национальной академией аграрных наук, Национальной академией медицинских наук Украины, Национальной академией правовых наук и их структурными институтами с ведущими израильскими университетами, научными и исследовательскими центрами. Такими как Технион, Тель-Авивский и Иерусалимский университеты, университет Бар-Илан, Институт Вейцмана, институт аграрных технологий имени Вулкани и другими. В то же время есть и светлые моменты: несмотря на политические и экономические кризисы и пандемию, очень неплохо развивается сотрудничество украинских и израильских компаний в сфере IT-технологий, в основном, в форме аутсорсинга и аутстаффинга. Однако это уже сфера услуг. И тема отдельного интересного исследования.
Подводя некоторые итоги, можно в очередной раз раз подчеркнуть:
Реализация государственных программ по привлечению серьезного международного капитала, организация системы внешней торговли, успешное продвижение отечественных компаний за рубежом — это в высшей степени серьезная, длительная и многоэтапная задача для любой страны.
Особенно в условиях сегодняшней жесточайшей конкуренции и глобальных экономических и политических трансформаций, пандемии.
Поэтому не стоит изобретать украинский внешнеэкономический велосипед в виде мелких государственных контор «по содействию экспорта» и другого «москитного флота».
Рецепты лечения таких болезней в мире давно известны. Успешные программы развития национальных экономик за счет концентрации собственных усилий, привлечения внешних финансовых ресурсов осуществляли в свое время Япония и Южная Корея, Израиль и Турция, Китай и Польша, Вьетнам, Таиланд, Индонезия и Индия.
Надо только быть последовательным, профессионально подготовленным и честным. И ответственным за свои слова и действия по отношению и к иностранным деловым партнерам и к собственному бизнес-сообществу.