Новости

опубликовано: 30.01.2012

Отечественные программисты стремительно отвоевывают международные рынки и отнимают хлеб у именитых конкурентов. IT-индустрия становится одной из самых успешных отраслей в Украине, а страна входит в десятку крупнейших мировых игроков в области разработок

Только чтобы перечислить все IT-компании, работающие в Украине, понадобится не менее часа. А если к этому списку из около 2 тыс. фирм прибавить самозанятых программистов — частных предпринимателей, для полной переклички едва хватит недели.

Напряженная конкуренция в самом интеллектуальном бизнесе заставляет технологии стремительно умнеть и быстро размножаться. Игорь Мендзебровский, гендиректор Itera Consulting Ukraine, утверждает, что каждые десять месяцев в мире происходит полное обновление IT-систем.

Украина искусно пользуется этим планетарным трендом. Лучшие программисты страны даже в период кризиса приносят национальной экономике доходы, исчисляемые миллиардами долларов. "Сейчас в мире есть огромный объем IT-заказов, — говорит Роман Хмиль, гендиректор Global Logic Ukraine (компания 100 % специализируется на аутсорсинге, самые крупные ее заказчики, для которых украинцы пишут программы, — Google, Microsoft, IBM). — Украина, как это ни удивительно, смогла воспользоваться этой ситуацией, и она на данном рынке входит в десятку мировых игроков".

Базовое преимущество Украины перед конкурентами — достаточно высокий уровень технического образования и мастерство программных инженеров. Этот факт, по словам Юрия Сивицкого, члена наблюдательного совета IT-консорциума Intecracy group, очевиден для всего мира. (25 % заказов компания выполняет в госсекторе Украины, 50 % — корпоративный украинский заказчик, 25 % — аутсорсинг. Всего более 500 проектов, в их числе одна из лучших в Европе электронная система по торговле квотами на выбросы парниковых газов, портал Кабинета министров Украины, электронная медицина Казахстана и т. д.)

"Украина воспринимается как страна, где очень сильные хакеры, — отмечает опытный предприниматель. — А если сильные хакеры, значит сильные программисты".

Раз все обстоит именно так, то почему же у владельцев украинских IT-компаний заплаканные глаза? Тому есть минимум две причины. Первая — трудно заработать на бизнесе в стране, где правительство вводит удушающие налоговые правила, а балом правит бюрократия и правовой нигилизм. Вторая — предприимчивые соседи — белорусы и россияне делают все возможное, чтобы увести IT-компании из Украины под свое братское крыло.

"Беларусь создала пять лет назад технопарк, с этого времени их индустрия ежегодно удваивает темпы роста, — рассказывает Хмиль. — Беларусь перехватывает все заказы благодаря стабильному законодательству и поддержке прозрачности индустрии".

Однажды в Америке

Крупная компания из США, которая специализируется на разработке операционных систем для коммуникаторов, планшетных компьютеров, нетбуков и цифровых проигрывателей, несколько лет назад наняла IT-специалистов из Индии.

За $ 400 тыс. в месяц около 100 программистов должны были выполнять долгоиграющий выгодный контракт. Но с каждым днем качество работы индийцев все больше расстраивало заокеанского заказчика. Американцы бросились спасать положение и, к большому своему удовлетворению, перенесли заказ в Румынию.

Эту историю Сивицкий услышал в 2010 году в калифорнийском ресторане от одного из топ-менеджеров американской компании. Здесь же командированный украинец предложил своему случайному собеседнику испытать на крепость программистов из Украины.

"Сделали пробные работы, и они были в восторге", — рассказывает Сивицкий. 46-летний бизнесмен не открывает имя американской фирмы, так как теперь она — среди партнеров его компании.

Залог успеха украинских программистов состоит не только в хорошем техническом образовании и умеренных ценах, но и в некоторых национальных особенностях, объясняет топ-менеджер Intecracy group.

"Если мы видим, что задачи, которые нам ставят, не совсем правильные, наши люди будут пытаться убеждать, что нужно делать по-другому, нам тяжело сдержаться, — говорит Сивицкий. — В индийской культуре этого нет. Они сразу говорят: "Есть, сэр" и делают все, что сказано, не рассуждая. Поэтому очень часто всплывают недоработки, которые потом убирают выходцы из Украины или России".

В последние годы, во многом за счет подобного аутсорсинга, украинский рынок IT-сервиса рос со скоростью 30 % в год. "В IT-индустрии Украины, России, Беларуси, слава богу, кризиса нет, — говорит Эдуард Рубин, основатель и директор компании Telesens International (разработчик программных продуктов для телекоммуникационного бизнеса Европы, Азии и США. В числе заказчиков — Deutsche Telekom AG, Укртелеком, Казахтелеком). — В США есть. Фирмы сокращают людей и переводят свои производства в страны с более низкими затратами — в Индию, Китай, к нам в Украину. Мы можем получить от этого пирога свою долю, и получаем".

В итоге украинский экспорт IT-услуг в 2011 году достиг рекордной отметки — $ 1 млрд, впервые превысив внешнеторговый оборот такой мощной национальной отрасли, как военно-промышленный комплекс.

Международные успехи украинских программистов становятся все более заметными. По данным исследования рынка IT-аутсорсинга, проведенного в 2009 году Central and Eastern European Outsourcing Association, Украина заняла первое место среди стран Центральной и Восточной Европы в категориях Лучшая рыночная стоимость в сфере IT-аутсорсинга и Наибольшее число сотрудников, занятых в сфере IT.

"У нас очень сильное математическое образование и сильные предприниматели, — нахваливает отрасль Сивицкий. — Но многие компании, с кем говоришь в Штатах, считают, что потенциал Украины не раскрыт".

Так или иначе, тренд на внешнюю экспансию у отечественных программистов сохраняется. В 2011 году в программе European Outsourcing Excellence Украина была признана победительницей в номинации Аутсорсинг — место назначения года. И уже к 2012-му пятая часть рынка Европы, Ближнего Востока и Африки принадлежала украинским айтишникам. По данным компании Gartner, занимающейся исследованиями в области высоких технологий, Украина входит в четверку мировых лидеров по объемам экспорта программной продукции, уступая лишь Индии ($ 34 млрд), Китаю ($ 28 млрд) и России ($ 2,7 млрд).

На внутреннем рынке, несмотря на его техническую отсталость, оборот отрасли, по данным Майкрософт Украина, достиг $ 3 млрд. Если темпы роста индустрии сохранятся, то скоро страна соберет куда более щедрый финансовый урожай.

Например, Николай Азаров, глава украинского правительства, обещает к 2015 году довести экспорт отечественных инноваций до $ 8 млрд. Специалисты из Майкрософт Украина с тем же оптимизмом предсказывают, что спустя три года сектор IT будет формировать 8 % национального ВВП (сегодня не более 3 %).

Мозги.ua

Киевлянка Елена Ельникова, кандидат педагогических наук, придумала и реализовала большой интеллектуальный проект внутри Украины. В 2006 году они с мужем, инженером-электронщиком Игорем Ельниковым создали компьютерную программу электронного документооборота для средних школ, куда входили электронные классные журналы, ученические дневники, учебники и методическая литература.

Система под названием Моя школа позволяет преподавателям, мамам и папам, не отходя от домашнего или рабочего компьютера, в онлайне контролировать образовательный процесс, состояние домашнего задания, посещаемость уроков и прочие успехи своих чад.

Изначально только одна школа заинтересовалась данным проектом. Но с переходом программы в стадию облачных технологий (хранилище данных в интернете) количество желающих работать с системой Ельниковой выросло до 1 тыс.

До конца учебного года 48-летний предприниматель надеется совместно с львовской IT-компанией Комплекс запустить программу не менее чем в 5 тыс. школ из 20 тыс. существующих. Кроме того, она планирует внедрить свою инновационную разработку в Польше. Чтобы решить эту амбициозную задачу, чета Ельниковых пакует чемоданы.

"Мне нужно тесное сотрудничество с программистами, которые находятся во Львове", — поясняет Ельникова Корреспонденту.

Польша не край света для программистов. Информационные технологии позволяют украинцам выходить на рынки дальнего зарубежья и на равных конкурировать с местными компьютерными гениями.

"Мы уже сталкиваемся с украинскими компаниями на американском рынке, — говорит Сивицкий. — С киевскими, львовскими, харьковскими, и уже видно, как их уровень растет. Я думаю, рынок имеет еще большой резерв".

"Чем, по вашему мнению, измеряется успешность рынка IT?" — спросил Корреспондент у Сивицкого. Ответ был молниеносным. Рост зарплат. Стандартная вилка заработка украинского программиста — от $ 800 до $ 4.000. Таким образом, средняя зарплата IT-специалиста в восемь раз выше, чем в среднем по стране.

Киев — лидер отрасли. В Украине уже появились точки концентрации IT-специалистов — Киев, Харьков и Львов. Причем столица — это 50 % всего рынка. Львов также рвется в лидеры. В конце декабря львовский мэр Андрей Садовый пообещал выделить землю под строительство технопарка и жилья для работников IT-сектора.

"Компании мечтают, чтобы появилась такая зона технопарков, — говорит Хмиль. — Профессиональные офисные площади, куда было бы интегрировано жилье для сотрудников и система образования, интегрированная в компании. Но это перспектива на пять-десять лет".

Не на тех напали

В конце декабря парламент в первом чтении проголосовал за законопроект о пятилетнем экономическом эксперименте, согласно которому в стране создадут выгодные условия для развития программной индустрии. Ключевая мера поддержки отрасли — фискальные послабления. В частности, налог на прибыль будет снижен до 16% (сейчас 21%), налог с доходов физических лиц — до 10 % (ныне 15%), налог на добавленную стоимость — отменен.

Владимир Бек, гендиректор Sigma Ukraine, инициативой власти доволен, но не удовлетворен. "16% — налог на прибыль компании плюс риск страны — это порядка 25 % эффективной ставки. С такой ставкой он [инвестор] может работать в Швейцарии или США, — поясняет Бек. — Компаниям будет невыгодно облагать здесь свою прибыль". Топ-менеджер приводит в пример Россию и Беларусь, где для IT-индустрии предусмотрен специальный налоговый режим — втрое мягче, чем в Украине.

Комитет информационных технологий Европейской Бизнес Ассоциации, возглавляемый Беком, просит парламент принять поправки к закону, согласно которым IT-отрасль будет платить 5 % социального налога, 5 % подоходного и 5 % на прибыль. Причем действие этого документа должно быть не пятилетним, а бессрочным.

Чтобы в итоге превратить сказку в пыль, достаточно всего нескольких неосторожных действий власти. И эти действия уже происходят. "Есть примеры давления налоговых органов, которые усилились в последнее время и вынуждают компании выводить свои операции из страны, — сетует Хмиль. — Недавний громкий пример: компания Казах-Сталкер, производитель компьютерных игр, объявила о закрытии своих операций в Украине и, скорее всего, завтра возникнет в соседней юрисдикции".

Сивицкий говорит, что участившиеся так называемые показательные маски-шоу с блокировкой серверов и выемкой документов в офисах фирм больно бьют не только по непосредственным жертвам шоу, но и по их иностранным инвесторам.

"Можно создать выгодные налоговые условия, но совершенно непредсказуемы условия силового давления, — отмечает предприниматель. — Очень важны стабильные правила игры, чтобы работала нормально судебная система, защита бизнеса от неправомерных действий чиновников". Эти правила цивилизованного общества нужны для сохранения любой отрасли.

Для сбережения и приумножения IT они важны втройне. "Инвестиции в IT не имеют местного масштаба, — заключает Сивицкий. — Программисты не привязаны к территории. Если здесь начинаются проблемы, компания может раствориться. Это очень свободные люди". Александр ПАСХОВЕР Корреспондент №3, 27 января - 2 февраля 2012 smi.liga.net