Новости

опубликовано: 07.10.2020
 
 Украина на этом пути занимает не последнее место и при должном внимании может заработать за счет eSport существенную прибавку к ВВП
Киберспорт в этом году на всех парах ворвался в Украину: страна подала заявку на проведение самого масштабного игрового турнира в мире, Министерство молодежи и спорта несколько дней назад признало его официальным видом спорта, а один из создателей суперпопулярной команды NaVi запустил масштабный киберспортивный проект с потенциалом в несколько сотен миллионов долларов.
 
Корреспонденты Delo.ua Александр Перемот и Мария Пирогова рассказывают, сколько сегодня зарабатывает eSport и как за счет него можно подстегнуть украинскую экономику.
Из компьютерных клубов — в список лучших
В 1979 году семья двухлетнего Мин Ли перебралась из Вьетнама в Канаду. Двадцать лет спустя Ли, экспериментируя с библиотеками Half-Life, загружает на сервера первую бета-версию шутера Counter-Strike. Тогда он не подозревал, как это изменит игровой мир и, в частности, жизнь Дмитрия Червака из Тернополя.
 
Знакомство Дмитрия с Counter-Strike началось в привычной для подростка первой половины "нулевых" среде — компьютерных клубах. О том, чтобы как-то зарабатывать на этом, он в 2003 году не думал и долгое время просто наслаждался игрой с друзьями. Были местные соревнования и небольшие турниры в разных уголках Украины, но ничего глобального. Принципиально все поменялось в 2015-м. У Дмитрия появились первые контракты и зарплата. В киберспортивном мире он стал известен под ником jR.
 
За пять лет Червак проявил себя в нескольких командах и попал на Major — чемпионат мира по Counter-Strike. Выход на престижный турнир он пока называет самой важной победой в своей карьере. И хоть удалось это с третьей попытки, команда противников тогда осталась далеко позади.
 
"Мы выросли на повторах и обучающих видеозаписях игроков, против которых играли. Это были наши кумиры, которые выигрывали столько, сколько мы в жизни не видели турниров — они на чемпионатах мира выступали с 2002 года. И тут мы играем против них за выход на чемпионат мира и выигрываем с разгромным счетом — 16:2, кажется. Это было незабываемо", — делится впечатлениями Дмитрий.
Одна из команд, где играл jR, вошла в ТОП-20 лучших. Он сам, по версии ресурса eSports Earnings, в 2019 году занял 25 место в рейтинге украинских киберспортсменов, в общей сложности заработав на турнирах почти $82 тысячи. В рамках соревновательной деятельности киберспортсмен несколько раз побывал в Китае, США, Польше, Германии и Малайзии. Для сравнения, по данным опроса компании R&B Group, летом прошлого года количество украинцев, которые ни разу не были за границей, составляло 52%.
 
Новость о признании киберспорта в Украине официальным видом спорта застала Червака на буткемпе в Киеве. HellRaisers, нынешняя команда Дмитрия, принимала участие в онлайн-турнире Nine to Five #4. Между матчами Червак рассказал нам о том, как проходит его обычный день.
 
Все начинается примерно в полдень разбором игр с тренером или работой со штатным психологом. Основная задача последнего — выстроить полноценный диалог внутри коллектива. Counter-Strike — игра командная, и важное место в ней занимает коммуникация. Этот этап длится около двух часов. Дальше идут групповые тренировки, короткий перерыв и снова отработка навыков с другими игроками. Вечером киберспортсмены анализируют свои действия в течение дня или тренируются индивидуально.
 
"Но это обычный день, если нет турниров. Если есть турниры — все почти так же, только вместо командных тренировок у нас турнирные игры и "разыгровка" перед соревновательной игрой", — говорит jR.
 
Прыжок из Стэнфордской лаборатории
Киберспорт не всегда был таким. Игроки не всегда тренировались по 10-12 часов в день и зарабатывали на турнирах десятки тысяч долларов. В штате команд не всегда были менеджеры, тренеры и психологи. Чтобы достичь такого уровня, понадобилось несколько десятилетий.
 
Началось все в 70-х, когда студенты Стэнфордского университета устроили в компьютерной лаборатории соревнования по игре Spacewar, разыграв годовую подписку на журнал Rolling Stone. Каждый следующий этап развития игровой индустрии подстегивал eSport. Популярность аркадного хита Space Invaders собрала десять тысяч игроков на первое масштабное киберспортивное событие. Появление консоли Sega Genesis (известна у нас как Mega Drive) превратило соревнования в грандиозные шоу — финал одного из Sega World Championships провели в знаменитой тюрьме на острове Алькатрас, при медиа-поддержке MTV.
 
1997 год стал прорывным для киберспорта за счет двух событий. Во-первых, состоялся супер-турнир Red Annihilation, где ведущий разработчик Quake Джон Кармак отдал в качестве главного приза свою красную Ferrari 328 GTS стоимостью $60 тысяч. Во-вторых, Анхель Мунос основал первую профессиональную лигу киберспортсменов — Cyberathlete Professional League. За пару лет до этого, распознав потенциал, он продал банковский бизнес, вложил деньги в создание сайта об игровой индустрии и вскоре начал организовывать турниры.
 
Дальнейший рост был неминуем. Призовые увеличивались, список соревновательных дисциплин становился длиннее, а среди спонсоров появились технологические гиганты: AMD, AT&T, Logitech, US Robotics, Samsung... В 2011-м индустрия получила еще один толчок — был анонсирован первый турнир The International (TI) по игре Dota 2. Победитель получал миллион долларов. Обойдя шестнадцать коллективов эти деньги увезла украинская команда Natus Vincere (NaVi), менеджером которой был киевлянин Александр Кохановский.
 
Еще один переломный год
Сегодня TI считается самым главным киберспортивным соревнованием планеты — на The International-2019 разыграли $34 млн. Победитель, европейская команда OG, получил $15,6 млн. В феврале 2020 года компания-организатор турнира Valve предложила городам-претендентам со всего мира подавать заявки на проведение The International 2021, призовой фонд которого достиг рекордных $37 млн. В стороне не остался и Киев. Столица три года назад уже принимала Major по Dota 2 в Национальном дворце искусств "Украина", и этой весной, при поддержке КГГА и народных депутатов, украинская заявка на проведение турнира отправилась в Valve. Решение так и не было принято. Из-за коронавируса TI-2020 сдвинули на следующий год и состоится он в Стокгольме.
 
Впрочем, не этим примечателен 2020-й. И даже не тем, что в сентябре Министерство молодежи и спорта Украины признало дисциплину в нашей стране официальным видом спорта. Хотя Федерация киберспорта Украины (UESF) провела титаническую работу. Глава правления организации Иван Данишевский объясняет — помимо заявки на включение киберспорта в реестр признанных видов спорта, нужно было подать устав федерации, информацию о ее руководстве, перевод международных соревновательных правил, справку о существовании и популярности этого вида деятельности. Понадобилось даже письмо от Всемирного антидопингового агентства.
 
И даже это, по словам министра Кабинета министров Олега Немчинова, — только первый этап. Дальше киберспорт нужно внести в специальный реестр и пройти процедуру признания национальной федерации.
 
"Как только киберспорт будет не только признан видом спорта, но и появится официальный партнер Министерства молодежи и спорта, который занимается этой спортивной отраслью, можно будет даже говорить о каких-то реинтеграционных программах. Например, социализации. В первую очередь, наверное, для участников АТО и ООС, людей с инвалидностью и госслужащих, которые могут привлекаться таким образом к каким-то антистрессовым программам", — рассказал Немчинов.
 
Настоящая же причина, почему 2020 год можно назвать знаковым, кроется в одной цифре — глобальный доход индустрии впервые перевалил отметку в один миллиард долларов. Сумма может показаться скромной на фоне размера европейского футбольного рынка (по данным аудиторской компании Deloitte, его размер в сезоне 2018/2019 составил 28,9 млрд евро), но всего за пять лет доход от "компьютерных" соревнований вырос в три раза.
Источник